|
Профессия учителя относится к духовно опасным профессиям. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует, как наркотик. Взгляд на учителя, как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведет его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям.
В нашей школе есть учитель – Рассказова Анна Александровна, способный к профессиональному и личностному росту, свободная от догм и стереотипов. Именно она помогает своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря ей, ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Анне Александровне удалось не только сделать обучение и воспитание более эффективным, но и получать удовольствие от своей работы. Изучение ее личностных особенностей, а также анализ результатов исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств, присущие учителю, среди которых такие как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля. На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. 1. Приоритетные ценности Профессионально важные качества учителя - любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания. У Анны Александровны гуманистическая и математическая направленность. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика. 2. Психоэмоциональное состояние Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем. У Анны Александровны психоэмоциональное состояние в норме, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в школе. 3. Самооценка Самооценка, или самовосприятие - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его "личная педагогическая философия" во многом определяются его самооценкой. У Анны Александровны позитивное самовосприятие, свойственное человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учитель обладает позитивным самовосприятием, легко создает на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Он доверяет людям и ждет от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимает как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников. 4. Стиль преподавания На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей. Анна Александровна относится к демократическому стилю преподавания. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения. 5. Уровень субъективного контроля Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени. У Анны Александровны высокий уровень субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны других людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
Вывод: Учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Она умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемых предметах, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.
Педагог – психолог: Войлокова М.С. |
|